Доклад о гражданском обществе

Доклад о гражданском обществе

          УТВЕРЖДЕН
на планерном заседании
Общественной палаты
МО г.Армавир
от 01 июня 2016 года
протокол № 11
секретарь ОП В.Н.Павлюченков

ЕЖЕГОДНЫЙ ДОКЛАД ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР

О СОСТОЯНИИ И ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОД АРМАВИР КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
за 2015-2016 гг.

Гражданское общество – это сфера добровольных некоммерческих действий свободных граждан, совокупность общественных отношений вне рамок властно-государственных и бизнес-структур. Оно выступает одним из гарантов соблюдения прав человека,важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером.
Гражданское общество в МО г. Армавир находится в развитии. Этот процесс происходит постепенно, его развёртыванию пока препятствует ряд факторов. К ним относятся: привычка населения решать свои проблемы самостоятельно или опираясь лишь на поддержку референтной группы (ближайшего круга родственников и друзей, сослуживцев), отсутствие опыта коллективного действия (в том числе, в составе общественных организаций), патерналистские настроения (ожидания поддержки со стороны государства). Население г. Армавира не воспринимает в своём общественном сознании муниципальное управление как местное самоуправление, традиционно относя его к нижнему звену именно государственного управления. Сложилась система, в которой население и представители малого и микро- бизнеса делегировали муниципальным органам власти все полномочия по решению проблем местного сообщества. На уровне национальных сообществ (общин) некоторые проблемы национальных групп решаются с помощью их глав. В г.Армавире сохраняется конструктивное взаимодействие муниципальной администрации и национальных общин.
        Орган представительной власти – городская Дума  пока не рассматривается населением и представителями бизнеса  как самостоятельный, действенный и эффективный инструмент решения вопросов, затрагивающих экономические и политические интересы местного сообщества:  а) имеет место некоторая изолированность деятельности Думы от повседневной жизни горожан, слабая вовлечённость депутатов в решение множества проблем, волнующих армавирцев; б) большинство избирателей не пытается обращаться к «своему» депутату с требованием оказать помощь в решении жизненно важных проблем, за исключением благодарственных дефирамбов за помощь в проведении праздников.  
          Территориальное общественное самоуправление (ТОС) не стало реальной организацией инициативы и деятельности масс населения, проживающего на локальных территориях города. По замыслу законодателя, на этом уровне не требуются инструменты публично властного воздействия и правотворческие полномочия, а достаточно механизмов самоорганизации населения. Определение оптимальных путей решения локальных проблем населения и добровольное исполнение жителями принимаемых на себя обязательств должны составлять основное содержание территориального общественного самоуправления. Пока же в г. Армавире ТОСы являются органами, образованными по инициативе «сверху», т.е. Администрацией города, о работе и даже о существовании которых большинство населения не имеют представления.
        Таким образом, в г. Армавире сложилась модель решения проблем местного сообщества, в которой практически все текущие вопросы решаются исполнительной властью – Администрацией города. Городская Дума отдала Администрации также решение стратегических проблем. Население ожидает ответов на все коммунально-бытовые вопросы и поддержания жизнедеятельности на территории города также от Администрации. Попыток самостоятельного общественного действия и самоорганизации населения не наблюдается ни стороны политических партий, ни со стороны общественных организаций, ни со стороны профессиональных союзов. Такая ситуация, в целом, пока устраивает и городскую Администрацию, поскольку позволяет  осуществлять управление на территории муниципального образования, используя привычные методы и стандартные приёмы, освоенные в условиях командно-административной общественной системы.
        Вместе с тем, нарастание проблем во всех сферах жизни местного сообщества, осложнённое продолжающимся в стране экономическим кризисом, побуждает обратить внимание на резервы активизации граждан и  их объединений, направления их трудовых и творческих усилий на развитие  местного сообщества, проживающего на территории МО г. Армавир. Одним из шагов на пути к появлению гражданского общества в Армавире, стало образование в 2015 г. Общественной палаты МО города Армавира.
          Общественная палата была образована в мае 2015 г. на основе решения Армавирской городской Думы от 27 ноября 2014 года № 699 «Об Общественной палате муниципального образования город Армавир» в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».   Созданию Палаты способствовали неоднократные предложения общественных организаций г. Армавира, обращение внимания Администрации г. Армавира на накопленный в Российской Федерации и в её субъектах опыт деятельности общественных палат.
         Общественная палата МО г. Армавир обеспечивает в соответствие со своими задачами учёт потребностей и интересов граждан, проживающих на территории г. Армавира, защиту прав общественных объединений и объединений некоммерческих организаций, проводит общественный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, государственных, муниципальных, иных организаций.
         Работа Общественной палаты сосредоточена на следующих сферах жизнедеятельности гражданского общества: соблюдение законов РФ, Краснодарского края и муниципальных правовых актов, свобода слова и деятельности общественных организаций; развитие гражданского общества и межнациональных отношений, культуры и патриотического воспитания; экономическое развитие, малое предпринимательство, деятельность отраслевых предприятий; социальная политика, защита семьи, здравоохранение и образование. Для выполнения своих задач в данных сферах в составе Общественной палаты из её членов были сформированы четыре комиссии.  Для эффективной работы комиссий при них создаются рабочие группы, включающие специалистов предприятий, государственных служащих, членов общественных организаций, преподавателей учебных заведений и других граждан. За отчетный период проведено 8 пленарных заседаний Общественной палаты, 3 – заседания Совета Общественной палаты.
    Общественная палата начала практиковать  изучение и рассмотрение на своих заседаниях обращений граждан по вопросам нарушения их прав и свобод. Так, в ноябре 2015 г. были рассмотрены обращения граждан по поводу возведения коммерческого торгового объекта вблизи многоквартирного жилого дома и проведено открытое заседание Общественной палаты, на которое были приглашены как участники конфликта, так и ответственные работники подразделений Администрации и депутаты городской Думы. Благодаря усилиям членов Общественной палаты была приведена в соответствие с нормативными  требованиями документация на строительство торгового павильона, сняты разногласия между предпринимателем и жителями микрорайона, в котором создавался объект, создан прецедент своевременного разрешения конфликтной ситуации между бизнесом и населением.
           Благополучие общества во многом зависит от состояния сферы здравоохранения, от возможностей граждан реализовать своё право на своевременную и достаточную медицинскую помощь. Важно организовать обратную связь населения и муниципальных учреждений здравоохранения в целях повышения качества медицинских услуг. Для этого в марте-апреле  2016 г. Общественная палата изучила обращения граждан в Администрацию  города в отношении деятельности МБУЗ «Городская многопрофильная больница».
           На территории муниципального образования г. Армавир медицинскую помощь оказывают 6 муниципальных лечебно-профилактических учреждений, 8 государственных лечебно-профилактических учреждений. В 2015 г. в МО г. Армавир проведены мероприятия по объединению медицинских организаций путём присоединения 4 медицинских организаций к МБУЗ «Городская больница», в результате с марта 2015 г. начала свою деятельность МБУЗ «Городская многопрофильная больница». Вследствие проведённой реорганизации были сокращены расходы на содержание административно-управленческого и иного персонала. Закупки медикаментов, расходных материалов, оборудования стали проводиться централизованно, что также позволило оптимизировать затраты. Однако не была достигнута основная цель реорганизации – при оказании специализированной медицинской помощи пациент, территориально прикреплённый к одной поликлинике, при отсутствии специалиста не может попасть на приём к требуемому специалисту в другую поликлинику. Отсутствует и перераспределение медицинских кадров между поликлиниками.
         Задачи по диспансеризации определённых групп населения, поставленные перед поликлиниками города, были выполнены. Впервые выявленная хроническая патология от всех зарегистрированных заболеваний при проведении диспансеризации в 2015 г. составила 21, 7 %.
         Вместе с тем в работе по обеспечению прав граждан на территории г. Армавира на получение медицинской помощи остаётся ряд серьёзных проблем. После проведённой реорганизации лечебных учреждений средняя заработная плата среднего медицинского персонала значительно снизилась и по МБУЗ «Городская многопрофильная больница» в 2015 году. была самой низкой среди муниципальных учреждений здравоохранения. Не в полной мере использовались выплаты компенсационного характера, которые являются составной частью заработной платы и полагаются ряду специалистов. Переход работников на эффективный контракт пока не дал положительных результатов, ежемесячное подведение итогов часто имеет формальный и субъективный характер.
          Основными факторами отрицательных явлений в сфере здравоохранения города выступают: дефицит кадров медицинских работников, что увеличивает нагрузку на каждого медработника и снижает качество обследования пациента; слабая реальная поддержка первичной профилактики заболеваний со стороны работодателей и общественного мнения; стопроцентная изношенность физиотерапевтического оборудования; высокая доля дорогостоящих лекарственных препаратов в ассортименте медикаментов.
         Общественная палата провела работу по анализу обращений и жалоб граждан на неудовлетворительное медицинское обслуживание. В результате было выявлено, что за 2015 г. в управление здравоохранения поступило 265 обращений в отношении деятельности МБУЗ «Городская многопрофильная больница».  Это на 72 обращения больше, чем за 2014 г. и составляет 55 % от общего количества обращений, поступивших в управление здравоохранения. На первом месте оказались обращения по лечебным вопросам (неудовлетворительное оказание медицинской помощи) – на 48,1 % больше, чем в 2014 г. На втором месте – обращения по лекарственному обеспечению – сохранился процентный уровень 2014 г. На третьем месте – обращения по материальным вопросам и о направлении в краевые и федеральные лечебные учреждения – на 22,2 % больше, чем в 2014 г. Впервые в 2015 г. имело место увеличение количества обоснованных жалоб по стационару МБУЗ «Городская многопрофильная больница».
           Укомплектованность кадрами медицинских учреждений города на 01.01. 2016. составила по врачам – 47,4 %, среднему медперсоналу – 73,2 %, младшему медперсоналу – 70,1 %. За последние два года эти показатели имеют тенденцию к некоторому снижению. Привлечению специалистов препятствуют невысокий уровень оплаты труда в сфере здравоохранения города и необходимость использования съёмного жилья. Общественная палата обращает внимание на необходимость не только расширения числа студентов, обучаемых в медицинских вузах по программам целевого приёма за счёт федерального, краевого и муниципального бюджетов, но и тщательного выбора специализации абитуриентов-целевиков и строгого контроля за выполнением условий договоров о целевом обучении.
По проблеме удовлетворения потребностей граждан в медицинском обслуживании главой города было проведено совещание с представителями лечебных  учреждений. Были намечены меры по повышению качества медицинского обслуживания. Общественная палата приняла решение осуществлять мониторинг ситуации с жалобами и обращениями граждан по поводу медицинского обслуживания на территории МО г. Армавир и вернуться к обсуждению этоговопроса по итогам 9 месяцев 2016 г.
Важной стороной жизни муниципального образования выступают изменения в составе его населения.    Определённые результаты достигнуты в переломе негативной тенденции превышения смертности над рождаемостью. Смертность населения в трудоспособном возрасте на территории г. Армавира за 2015 г. снизилась на 6,5 %, что лучше среднекраевого значения. Также ниже среднекраевого уровня показатель общей смертности – 11,2 %. Зарегистрированная рождаемость на территории г. Армавира – 11,4 % на тысячу чел. населения – остаётся ниже среднекраевого уровня.
           Согласно информации отдела ЗАГС, демографическая ситуация в городе на протяжении последних пяти лет продолжает оставаться тревожной. Так, например, в 2015 г. на территории города зарегистрировано 2713 рождений и 2424 смерти. Внешне ситуация кажется нормальной, но, учитывая, что по сведениям этого же органа четверть рождений приходится на иногородних  граждан, которые не проживают в городе, естественная убыль превышает рождаемость, а рост общей численности населения происходит за счёт притока населения из других регионов России и из-за рубежа. Та же ситуация наблюдается и в семейно-брачных отношениях. Заключено на протяжении 2015 г. около 1700 браков, однако разводов – 815.Т.е. на 100 браков приходится около 50 разводов.  Однако этот показатель не отражает ситуацию в Армавире, т.к. граждане из соседних районов края (в т.ч. Успенского, Новокубанского, Отрадненского и других) стремятся заключать брак в армавирском дворце бракосочетаний. Это искажает истинное положение в сфере семейно-брачных отношений г. Армавира.
         К сожалению, профилактика семейно-брачного неблагополучия, которое отражается на выполнении семьёй своих главных функций – репродуктивной и воспитательной – остаётся недостаточной. В городе отсутствуют программы работы с семьями, относящимся к группам социального риска и слабы межведомственные связи  в работе с ними. Вместе с тем, в городе трудоспособного населения – более 120 тыс. Из них не занято 40 тыс. чел. Происходит снижение реальных доходов населения, что является следствием как внешних, так и внутренних факторов. Задолженность по кредитам населения города и оплате услуг ЖКХ возрастает.
          В целях поиска путей совместной и скоординированной работы всех организаций, занимающихся проблемами поддержки семьи, молодёжи и ветеранов труда, Общественная палата планирует провести в июне 2016 г. «круглый стол» по вопросам работы с лицами, относящимся к группам социального риска.
Чувствительная для населения сфера жизнеобеспечения – общественный транспорт, особенно в части реализации прав граждан на льготное пользование его услугами. Этот вопрос стал предметом обсуждения на заседаниях Общественной палаты. В августе 2015 года  Палата направила  в Заксобрание Краснодарского края и краевой департамент транспорта запросы по поводу соблюдения прав льготных категорий граждан. В январе 2016 г. губернатор края подтвердил сохранение транспортных льгот.
    В  связи с обращениями граждан Общественная палата изучила работу фонда капитального ремонта многоквартирных домов по г. Армавиру и сочла её неудовлетворительной. В г. Армавире налицо острая необходимость срочного капитального ремонта ряда многоквартирных домов, состояние которых создаёт угрозу здоровью жильцов. В 2015 г. было собрано с населения более 77 млн. руб., которые не были освоены по назначению вследствие собираемости средств на ремонт на уровне, ниже установленного норматива. Общественная палата в марте 2016 г. обсудила данную проблему на расширенном заседании с участием главы администрации Армавира и заместителя председателя краевого фонда капитального ремонта многоквартирных домов и направила обращения в Заксобрание Краснодарского края и Департамент жилищно-коммунального хозяйства края с просьбой разобраться с деятельностью этого фонда. Общественная палата г. Армавира внесла предложение разрешить органам местного самоуправления в пределах собранных средств от взносов собственников помещений проводить капитальный ремонт в первоочередных проблемных многоквартирных домах по плану, утверждённому представительны органом местного самоуправления.
           Нарекания в адрес краевого фонда капитального ремонта многоквартирных домов поступили не только от общественности  Армавира, но и других муниципальных образований Краснодарского края. Проведённая федеральными органами проверка выявила некомпетентность руководителя краевого фонда, завышение заработной платы сотрудников и срыв краевой программы капитального ремонта в 2015 г. Общественная палата продолжает держать этот вопрос на контроле.
          Армавир по-прежнему остаётся многонациональным городом, в котором уважительно относятся к обычаям и традициям разных народов, стремятся сохранить положительный потенциал межнационального общения, укрепить духовность. На территории г. Армавира тесно взаимодействуют муниципальные органы власти, национальные объединения, общественные и религиозные организации. В настоящее время в Армавире действуют 12 национальных общин, Армавирское районное казачье общество, 18 религиозных объединений и 3 религиозных группы. Ежегодно в городе проводятся фестивали «Многонациональный Армавир», позволяющий проявить свои достижения коллективам, работающим в области народной культуры, познакомиться с ней жителям и гостям Армавира.
          В Общественную палату избраны представители руководства части национальных общин г. Армавира. Они проводят большую работу в рамках своих общин, находятся в постоянном контакте с руководителями всех других национальных общин города, координируют развитие межнациональных и межконфессиональных отношений местного сообщества, участвуют в общегородских совещаниях по данным вопросам. Представители Общественной палаты принимают участие во всех мероприятиях, посвящённых событиям, важным для национальных общин города.
           Общественная палата способствует патриотическому воспитанию жителей города,  прежде всего, молодёжи. Члены Общественной палаты оказывают помощь организациям Армавира в подготовке и проведении акций, направленных на укрепление духовности и любви к Отечеству, таких как празднование «Дня Победы в Великой Отечественной войне», «Дня защитника Отечества», «Дня семьи», открытии памятников и мемориалов в честь героев-защитников Отечества.
           В целях своевременного выявления проблем в деятельности общественных организаций и подготовки предложений по оказанию помощи в их преодолении Общественная палата регулярно заслушивает и обсуждает отчёты глав общественных организаций, действующих на территории  города. Первостепенное внимание было уделено нуждам объединений инвалидов, чернобыльцев, ветеранов труда. По итогам рассмотрения вопросов, связанных с деятельностью данных организаций, были подготовлены предложения по повышению её эффективности, направленные в Администрацию г. Армавира.
          Свой вклад внесла Общественная палата в поиск решения проблемы проведения светских и религиозных праздников, позволяющего учесть и удовлетворить запросы различных конфессий, политических партий, общественных движений. Этот вопрос специально рассматривался на расширенном пленарном заседании Общественной палаты в апреле 2016 г. Общественная палата стремится добиваться разумного компромисса в ситуациях столкновения интересов и мнений граждан и их объединений, руководствуясь при этом нормами законодательства и морали, заботой о сохранении единства, политической стабильности, социального и экономического благополучия жителей города.
           В силу объективной необходимости продвижения хозяйственных реформ и преодоления кризисных процессов на территории г. Армавира практически на каждом заседании Совета палаты, пленарных заседаниях палаты анализировались и обсуждались экономические вопросы. Центральное место среди них занял вопрос о выполнении муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства. В нашем городе уже несколько лет осуществляется муниципальная  программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования город Армавир на 2013-2017 годы». Она охватывает достаточно широкий круг направлений: реализация мер финансовой и имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), формирование для них системы информационных услуг,пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности.
         Однако мероприятия программы затрагивают лишь малую часть субъектов МСП. Основная часть финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства оказывалась в рамках краевой и федеральной программ. Что касается собственно муниципальной программы, то она охватывала финансовой поддержкой менее 10 субъектов ежегодно в период 2014-2015 гг. Ограниченность средств муниципального бюджета не создаёт условий для роста их числа. Между тем, хозяйственная ситуация в стране, крае и городе диктует сегодня иные приоритеты. Требуется, во-первых, пересмотреть подход к контролю и надзору за предпринимательской деятельностью для устранения её избыточного регулирования. Во-вторых, способствовать доступности для малого бизнеса финансовых ресурсов. В-третьих, создавать такие налоговые условия, чтобы работать легально было выгоднее, чем нелегально.
          В целях содействия снятию административных барьеров на пути развития малого предпринимательства в г. Армавире, росту эффективности поддержки его субъектов со стороны муниципальных органов власти Общественная палата рассмотрела в декабре 2015 г. выполнение муниципальной программы развития  субъектов МСП. По итогам расширенного пленарного заседания Общественная палата решила: рекомендовать Администрации МО г. Армавир провести  корректировку муниципальной программы развития МСП, каждому структурному подразделению Администрации города   разработать и представить отраслевые подпрограммы развития МСП, включить в программу комплекс мер по поддержке преимущественно производственного сектора предпринимательства, в том числе, импортозамещения.
Общественная палата также рекомендовала Администрации города разработать положение о формировании комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением муниципальной финансовой поддержки субъектам МСП, и включить в состав этой комиссии представителей торгово-промышленной палаты, Совета по предпринимательству и Общественной палаты МО г. Армавир. Администрация предприняла шаги на пути следования данным рекомендациям Общественной палаты.
          Общественная палата Армавира обратилась с письмом в адрес заместителя Главы администрации Краснодарского края  С.П. Усенко  с просьбой обратить внимание на несоответствие некоторых решений краевых органов хозяйственного управления задачам поддержки предпринимательства, производственных предприятий, сохранения уровня жизни населения. В Общественную палату г. Армавира поступили обращения горожан по поводу увеличения ставки арендной платы за земельные участки. В условиях экономической нестабильности, падения промышленного производства и товарооборота, роста скрытой безработицы введение повышенной ставки арендной платы негативно скажется на финансовом состоянии пока ещё работающих субъектов малого и среднего бизнеса. Такой подход толкает их либо к сокращению производства, чреватого сокращением рабочих мест, либо к уходу в «теневую экономику» и лишению социальных гарантий наёмных работников.  Общественная палата направила  предложила оставить на прежнем уровне ставки арендной платы за земельные участки.
           За истекший первый год работы в г. Армавире Общественной палаты необходимо отметить не только некоторые положительные результаты её деятельности, но и остающиеся нерешённые проблемы, в том числе,  связанные с организацией работы.  Пока в деятельности общественной палаты недостаточно системности. Следует активизировать создание рабочих групп в помощь комиссиям палаты, укрепить связь палаты с общественностью города, чтобы своевременно выявлять проблемы развития города и учитывать их в плане работы палаты.    
       Общественная палата – это новый   общественный институт для нашего   города. Она проходит своё становление, нарабатывает практический опыт. Безусловно, активное участие широкой армавирской общественности в этом процессе обеспечит консолидацию всех граждан на преодоление негативных последствий кризисных явлений и повысит эффективность нашей деятельности.  

Возврат к списку

Городская среда